Однако большинство служебных собак выращивается и содержится любителями-собаководами в квартирах, что изнеживает и ослабляет животных. В результате изнеженности в ряде поколений отдельные собаки и даже целые породы могут применяться только ограниченно: в летнее время, в районах с теплым климатом. Они могут стать совсем непригодными для службы и использоваться только для охраны квартир своих владельцев.

В то же время «холодное выращивание» имеет свои большие преимущества. Организм собаки с самого раннего возраста приспосабливается к тем условиям, в которых он должен будет жить.

Содержание на холоде при хорошем, полноценном кормлении (при плохом питании содержание на холоде задерживает рост и развитие) способствует развитию сердца и легких, так как при повышенной теплопродукции для поддержания температуры тела усиливаются процессы дыхания и кровообращения. Таким образом, выращивание на холоде является не только средством закаливания, но способствует также укреплению конституции собаки.

Тепличное выращивание при комнатной температуре, на мягких диванах изнеживает собаку, ослабляет обмен веществ и вызывает его нарушение, что проявляется в виде разных экзематозных заболеваний, ожирения, преждевременной дряхлости и т. д. Ослабление обмена веществ ведет к ослаблению конституции, снижению работоспособности.

Избежать этих нежелательных последствий изнеживающего содержания можно регулярным и продолжительным пребыванием собаки на улице во всякую погоду, связывая это с прогулкой, дрессировкой и тренировкой.

Все эти факторы, направляющие развитие растущего щенка в желательную сторону, должны сочетаться между собой и поддерживать друг друга.

Для того чтобы вырастить полноценную племенную собаку с хорошими служебными качествами, необходимо сочетать правильное выращивание с правильным воспитанием.

Под воспитанием щенка следует понимать воздействие определенными условиями внешней среды и приемами воспитания на его нервную систему для развития желательных нам качеств поведения.

Нервная система щенка в процессе воспитания приобретает новые свойства, которые вместе с врожденными образуют то, что академик И.П. Павлов называл «сплавом нервной деятельности», т. е. особенности поведения, свойственные данной собаке.

Решающим в воспитании является среда, то есть условия, в которых растет и развивается щенок.

Классическим примером влияния условий на воспитание является опыт, проведенный сотрудниками академика И.П. Павлова.

Два помета щенков, общим количеством восемь голов, до двух месяцев воспитывали под матерями в одинаковых условиях. С двухмесячного возраста их разделили на две равные группы и в дальнейшем каждую группу воспитывали по-разному в течение двух лет.

Щенки первой группы были посажены в клетку и совершенно изолированы от людей и посторонних раздражителей.

Щенков второй группы воспитывали на свободе, в общении с людьми, последовательно знакомили с разными новыми раздражителями.

Проверка условных рефлексов у этих щенков после двух лет показала: воспитанные на свободе выросли смелыми и активными собаками; те же, что росли в клетке, были трусливыми, с сильно выраженным ориентировочным рефлексом, боязнью всех незнакомых им раздражителей.

Большой практический опыт, имеющийся в собаководстве, полностью подтверждает эти результаты.

Воспитание щенка не должно быть изолированным, «оранжерейным», а должно носить характер последовательного ознакомления молодой собаки с окружающей средой. Воспитывающийся в домашних условиях щенок, естественно, в процессе своей жизни знакомится с разными вещами и явлениями и не боится их. Однако в его воспитании всегда могут быть пробелы, вызывающие боязнь незнакомых ему предметов. Например, городской щенок, спокойно ездящий в автомобиле и не боящийся гудков поезда, боится коровы и лошади; выросшего за городом щенка пугает трамвай и т. д.

Воспитание и ознакомление щенка с окружающей средой должно носить плановый, систематический характер при соблюдении последовательности введения раздражителей большей силы. Естественно, что невозможно ознакомить щенка со всеми явлениями, с которыми ему придется столкнуться в процессе жизни. Систематическое и последовательное ознакомление подготовит нервную систему щенка к восприятию более сложных раздражителей и сделает реакции щенка менее резкими и болезненными. К сожалению, очень часто еще встречаются трусливые, непригодные для дрессировки щенки как у любителей собаководства, так и в питомниках, что является результатом неправильного воспитания.

Воспитание нельзя ограничивать одним только последовательным ознакомлением с окружающей средой. В процессе воспитания у щенка, помимо заторможения всех вредных и ненужных рефлексов, должны быть развиты и закреплены те рефлексы и навыки, которые необходимы для последующей дрессировки и служебного использования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Слагаемые предпринимательского успеха
В предпринимательстве успех связывается с разными о нем представлениями. Есть предприниматели, которые считают большим успехом практическую реализацию своей идеи. Другие считают успехом получение круп ...

Болезни органов пищеварения
Болезни органов пищеварения занимают одно из главных мест среди незаразных заболеваний собак. Особенно часто расстройством пищеварения страдают щенки после отъема от матери. Целый ряд инфекционных ...

Гельминты и вызываемые ими болезни (основные)
Гельминты, или паразиты кишечные, глисты  — это паразитические черви, возбудители глистных болезней домашних и диких животных, в частности собак. Распространение гельминтов во многом зависит о ...