Значение общей дрессировки заключается не только в том, чтобы обучить собаку определенным приемам, но и в том, что при этом тренируются основные процессы нервной системы, лежащие в основе высшей нервной деятельности, — улучшаются типологические свойства собаки. Особенно большое влияние на формирование типа нервной системы должна оказывать общая дрессировка подрастающей собаки. Однако такая дрессировка должна проводиться с большой осторожностью и без перегрузки нервной системы животного.

Итак, тип высшей нервной деятельности надо рассматривать как результат взаимодействия прирожденных особенностей нервной деятельности и влияния тех внешних условий, при которых росла и воспитывалась собака. Правильным выращиванием и воспитанием собаки можно значительно улучшить ее типологические свойства. 7. Патология высшей нервной деятельности

Одной из сторон работ академика И. П. Павлова, имеющей большое значение для служебного собаководства, является развитие им учения о патологии нервной деятельности.

Высшая нервная деятельность собаки может быть сорвана непосильной задачей, предъявляемой ее нервной системе.

Срыв проявляется в различных отклонениях условно-рефлекторной деятельности собаки. Срыв может быть быстро проходящим или очень глубоким и длительным и в таком случае приходится говорить уже о неврозе, о патологии высшей нервной деятельности. Академик И. П. Павлов понимал под неврозом в широком смысле то, «что животное не отвечает как следует условиям, в которых оно находится», отсутствует правильная реакция животного на внешние раздражители.

Учение о неврозах высшей нервной деятельности было развито академиком И. П. Павловым при изучении условных рефлексов собак в лабораторной обстановке, однако и при дрессировке собак развиваются такие же; неврозы. Невроз развивается при перенапряжении раздражительного процесса, тормозного процесса и подвижности нервных процессов.

Перенапряжение раздражительного процесса.

Перенапряжение раздражительного процесса с последующим неврозом развивается у собаки в результате действия на нее сильных раздражителей. В лаборатории академика И. П. Павлова у двух собак вырабатывали условные рефлексы на электрический ток, пропускаемый через кожу. Сначала ток был слабый, но его постепенно усиливали. Несмотря на большую силу тока, собаки давали пищевую реакцию при его пропускании. Однако, когда электроды стали прикладывать к разным участкам тела собаки, близким к костям, у собак развился срыв нервной деятельности. Теперь даже самый слабый ток стал вызывать бурную оборонительную реакцию. Вся условно-рефлекторная деятельность собак оказалась нарушенной на длительное время. В этом случае слишком сильный условно-рефлекторный раздражитель привел к развитию невроза.

Невроз может развиться и при действии сильных раздражителей, вызывающих безусловно-рефлекторную реакцию. Примером этому может служить случай с наводнением, происшедшим в сентябре 1924 г. в Ленинграде. Во время наводнения помещение, в котором находились подопытные собаки академика И. П. Павлова и его сотрудников, было залито водой. Собак приходилось с большим трудом вытаскивать из залитых водой клеток. Конечно, это сверхсильное воздействие вызвало у собак значительное потрясение нервной системы, в результате чего у некоторых из них развился невроз, который отразился на условно-рефлекторной деятельности собак. Потребовались недели, чтобы условно-рефлекторная деятельность собак возвратилась к норме. Но и тогда, когда условные рефлексы восстанавливались, стоило пустить струю воды под дверь камеры, в которой работали с собакой, как у нее вновь нарушалась условно-рефлекторная деятельность. Эти примеры показывают, что сверхсильные раздражители как условно-рефлекторные, так и безусловно-рефлекторные могут привести к длительному нарушению условно-рефлекторной деятельности у собак.

Сам факт возможности развития у собаки длительного невроза под влиянием сильного раздражения представляет большой интерес для работников служебного собаководства. Служебная собака в своей практической работе всегда имеет возможность подвергнуться действию сверхсильного раздражителя, в результате чего у нее может развиться невроз, который надо лечить соответствующими методами, о которых будет сказано ниже.

Страницы: 21 22 23 24 25 26 27 28 29

Смотрите также

БОЛЕЗНИ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ
В наше время ветеринарная стоматология стала выделяться как отдельная, самостоятельная дисциплина, изучающая не только различные заболевания и отклонения в ротовой полости у животных, но и методы ...

Мотивация достижения успеха и избегания неудач
Факты, полученные в психологии, говорят о том, что мотивации достижения успехов и избегания неудач являются важными и относительно независимыми видами человеческой мотивации. От них во многом зависит ...

Слагаемые предпринимательского успеха
В предпринимательстве успех связывается с разными о нем представлениями. Есть предприниматели, которые считают большим успехом практическую реализацию своей идеи. Другие считают успехом получение круп ...